Как улучшить мозг. Выпуск 30: запоминание по методу мистера Холмса

20 октября 2019

Люди, способные запоминать большое количество информации за короткий период времени, часто используют метод локусов (более известный как чертоги разума). Несмотря на то что многие из нас узнали об этом методе благодаря Шерлоку Холмсу, первые упоминания о нем встречаются еще в древнеримских трактатах. Безусловно, было бы интересно посмотреть на то, как работает мозг у людей, использующих подобный метод запоминания, и как раз об этом рассказывает исследование, подробнее о котором можно прочитать в журнале Frontiers in Neuroscience. Также оно вошло в исследовательский топик Augmentation of Brain Function: Facts, Fiction and Controversy.

Credit: Public Domain


Заключается метод чертогов разума в следующем: информацию, которую необходимо запомнить, определенным образом ассоциируют с какими-то образами, а затем мысленно помещают эти образы в некоторое пространство. Причем, не важно, что это будет: комната, библиотека, парк, космический корабль, ведь главное условие – хоть однажды видеть это пространство в реальной жизни и, желательно, хорошо в нем ориентироваться. Таким образом, люди, которые в совершенстве владеют этим методом запоминания, могут в любой момент «пройтись» до нужного объекта в своих чертогах и вспомнить необходимую информацию.

В исследовании, направленном на поиски особенностей работы мозга во время «мысленных странствий», участвовали 11 человек. Каждый участник в совершенстве владел методом локусов и публично продемонстрировал свое умение в соревновании, запомнив не менее 100 чисел за 5 минут. Также набрали контрольную группу испытуемых, состоящую также из 11 человек. Никто из контрольной группы не владел никакими из мнемонических методик.

Участникам предложили специально разработанную схему, автор которой – эксперт в области мнемонических методик и использует их на протяжении более чем десяти лет. Суть схемы заключалась в том, чтобы цифры, которые необходимо запомнить, трансформировать в согласные буквы с помощью изученной ранее таблицы цифро-буквенного кодирования. Затем из букв сложить слова (добавляя для связи гласные) и, получив определенные образы, поместить их в свои чертоги разума. Для лучшего эффекта совокупность образов можно связать и составить небольшую историю.

В процессе запоминания и дальнейшего воспроизведения этой информации мозг участников исследовали с помощью метода функциональной магнитно-резонансной томографии и получили следующие результаты. В процессе запоминания активировалась первичная зрительная кора (с двух сторон), левая ретросплениальная кора, левая парагиппокампальная, левая верхняя теменная извилины и некоторые другие участки.

Несмотря на то что, казалось бы, в процессе запоминания и в процессе воспроизведения информации должны включаться одни и те же нейронные сети, при воспроизведении информации были более активны совершенно другие области: левая передняя верхняя височная извилина, а также правая моторная кора.

У участников из контрольной группы не происходило похожих изменений, и смогли они запомнить намного меньше цифр по сравнению с профессионалами. Таким образом, исследование в очередной раз доказывает, насколько удивителен наш мозг и как сильно можно его усовершенствовать, если иметь для этого достаточную мотивацию.


Текст: Мария Гоглова

Mallow J, Bernarding J, Luchtmann M, Bethmann A and Brechmann A (2015) Superior memorizers employ different neural networks for encoding and recall. Front. Syst. Neurosci. 9:128.

doi: 10.3389/fnsys.2015.00128

Выпуск 29: обещанная награда усиливает межнейронные связи

Выпуск 28: нейроинтерфейсы для контроля себя

Выпуск 27: тренироваться, да не перетренироваться

Выпуск 26: программная статья

Выпуск 25: магнитная стимуляция против слуховых галлюцинаций

Выпуск 24: синестезия без синестезии

Выпуск 23: как «выжать» из сна максимум

Выпуск 22: этика интерфейсов «мозг-компьютер»

Выпуск 21: научный путь к чертогам разума

Выпуск 20: какой толк от постоянного тока

Выпуск 19: зачем нужен сон

Выпуск 18: химерный мозг

Выпуск 17: дети и стимуляция мозга

Выпуск 16: нейропротезы для воли

Выпуск 15: фМРТ-практики

Выпуск 14: стимуляция при эпилепсии

Выпуск 13: как электричество может снять боль?

Выпуск 12: что может медитация?

Выпуск 11: от человеческого мозга до мозга глобального

Выпуск 10: этические проблемы интерфейсов «мозг-мозг»

Выпуск 9: просоциальное поведение на фМРТ.

Выпуск 8: руки помощи.

Выпуск 7: почему IQ-тесты не всегда корректно работают?

Выпуск 6: что есть сознание и есть ли оно у интернета?

Выпуск 5: база данных ЭЭГ.

Выпуск 4: интерфейс «мозг-компьютер», прогресс за рамками определений.

Выпуск 3: магнитная стимуляция и поведенческая терапия.

Выпуск 2: как объяснить сознание.

Выпуск 1: нейропротезы замкнутого цикла.