Исследователи обнаружили препарат, подавляющий навязчивое поведение у крыс

7 декабря 2018

Российские фармакологи обнаружили, что при введении вещества, активирующего одни из белков-рецепторовцентральной нервной системы, у животных снижается навязчивое потребление воды. Примечательно, что при повторном введении препарата устойчивость к эффекту не развивается. Это открытие может быть использовано для разработки новых подходов к лечению обсессивно-компульсивного расстройства и некоторых других психических заболеваний. Статья опубликована в журнале Neuropharmacology. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ).

Психические расстройства – одни из самых малоизученных болезней. Методы лечения для некоторых из них до сих пор не найдены или не обладают достаточной эффективностью. По данным ВОЗ, из 870 миллионов человек, проживающих в Европе, около 100 миллионов испытывают состояние тревоги и депрессии, свыше 7 миллионов страдают болезнью Альцгеймера и другими видами деменции. Ряд психических заболеваний, например, лекарственная зависимость, нервная булимия и обсессивно-компульсивное расстройство,связан с формированием у пациентов компульсивного поведения.При этом у человека формируются навязчивые мысли, от которых он пытается избавиться, настойчиво повторяя одни и те же действия.

В структурах мозга, задействованных в передаче сигнала между клетками при помощи таких гормонов, как адреналин, норадреналин и дофамин, есть особый тип рецепторов, TAAR1. Они представляют собой трансмембранные белки, связанные с вторичными сигнальными системами. Ученые проверили действие активирующего их вещества (агониста) на крысах. Аналоги этого соединения сегодня проходят клинические испытания как новые средства для лечения шизофрении.

Если голодную крысу поместить в специальную камеру, где каждую минуту она получает кусочек корма, животное начинает пить воду в огромных количествах. При этом за час крыса может выпить объем жидкости больше суточной нормы. Этот феномен можно объяснить как защитную реакцию организма на стресс или как накопление мотивационного потенциала («энергии» мотивации), который тратится на добавочные поведенческие реакции. Поскольку питье в этом случае становится навязчивым, его рассматривают как доклиническую модель компульсивного поведения.

«Для анализа поведения используют несколько показателей: объем выпитой воды, число лизаний носика бутылки, продолжительность питья. Центральным для нас был первый параметр», – пояснил соавтор статьи Илья Суханов, заведующий лабораторией фармакологии поведения Института фармакологии имени А.В. Вальдмана ПСПбГМУ имени акад. И.П. Павлова.

Ученые обнаружили, что при введении активатора (агониста) TAAR1 объем компульсивно выпитой воды уменьшается. Этот эффект зависит от дозы: чем больше вводили препарата, тем меньше воды потребляли животные. В контрольных экспериментах авторы работы доказали, что исследуемое соединение влияет именно на питье, а не на чувство жаждыи двигательную активность.

Также ученые проверили, насколько вызванный эффект устойчив при повторном введении вещества. Известно, что при первом применении фармакологическиепрепараты могутбыть эффективны, но при последующих введениях их действие снижается. Развитие устойчивости (толерантность) – одна из глобальных проблем фармакологии.

«Толерантность в моделях на экспериментальных животных практически не оценивают, наша работа оказалась первым исследованием реакции животных на повторное введение TAAR1-агонистов. Мы показали, что устойчивость к обнаруженному эффекту снижения компульсивного питья не развивается», – отметил Илья Суханов.

Полученные результаты позволят разработать новые терапевтические подходы к лечению ряда психических расстройств. Проведенный анализ эффектов TAAR1-агониста при повторном введении важен для прогноза результатов долговременного применения других препаратов этой группы, которые сейчас проходят третью фазу клинических испытаний, организованных фармацевтическими компаниями F. Hoffmann-La Roche и Sunovion.

Текст: пресс-служба РНФ