Альфа-липоевая кислота повышает сопротивляемость к нейродегенеративным заболеваниям

Российские ученые выяснили, что антиоксидант альфа-липоевая кислота способна значительно повысить сопротивляемость нервной ткани к развитию нейродегенеративных нарушений. Альфа-липоевая усиливает метаболизм токсичного формальдегида, накапливающегося в организме больных, и таким образом предотвращает гибель клеток. Результаты исследований важны в разработке лекарств для лечения болезни Альцгеймера и других старческих патологий. Работа опубликована в журнале Frontiers in Neuroscience.

Формальдегид образуется в результате реакций окисления растительной пищи микроорганизмами кишечника. В здоровом организме метаболизм достаточно активен, чтобы не позволять этому опасному веществу накапливаться. Однако с возрастом защитные механизмы ослабевают, и концентрация формальдегида возрастает до такой степени, что происходит повреждение тканей. В случае особо чувствительных нервных клеток начинаются необратимые разрушительные процессы, приводящие к нейродегенеративным заболеваниям. Среди них — часто встречающиеся старческое слабоумие и болезнь Альцгеймера.

«В своей работе мы показали, что альфа-липоевая кислота снижает концентрацию формальдегида в крови мышей, активируя его метаболизм, в том числе и в нервной ткани. Таким образом, всем известный антиоксидант участвует в поддержании низкой концентрации токсичного формальдегида, защищая мозг от его пагубного воздействия», — рассказывает Юрий Дорохов, доктор биологических наук, заведующий лабораторией нуклеиново-белковых взаимодействий Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ.

Полученные учеными результаты показывают, что вероятный механизм положительного влияния альфа-липоевой кислоты имеет две составляющих. С одной стороны, происходит активация генов, кодирующих ферменты метаболизма, а потому формальдегид удаляется путем окисления. С другой стороны, в мозге повышается концентрация антиоксидантов, подавляющих образование не только этого соединения, но и других разрушающих веществ.

«В последнее время появляются работы, связывающие повышенное содержание формальдегида с нейродегенеративными патологиями. Альфа-липоевая кислота улучшала когнитивные способности пациентов с болезнью Альцгеймера в двух небольших клинических исследованиях, однако механизм действия оставался неизвестен. Результаты нашей работы позволяют предположить положительное действие альфа-липоевой кислоты через снижение концентрации токсичного формальдегида в мозге. Таким образом, не только данное соединение, но и другие вещества подобного действия, потенциально могут быть использованы для улучшения состояния пациентов с нейродегенеративными заболеваниями», — заключает Юрий Дорохов.

Текст: Пресс-служба МГУ

Shindyapina Anastasia V., Komarova Tatiana V., Sheshukova Ekaterina V., Ershova Natalia M., Tashlitsky Vadim N., Kurkin Alexander V., Yusupov Ildar R., Mkrtchyan Garik V., Shagidulin Murat Y., Dorokhov Yuri L.AUTHOR=Shindyapina Anastasia V., Komarova Tatiana V., Sheshukova Ekaterina V., Ershova Natalia M., Tashlitsky Vadim N., Kurkin Alexander V., Yusupov Ildar R., Mkrtchyan Garik V., Shagidulin Murat Y., Dorokhov Yuri L.

The Antioxidant Cofactor Alpha-Lipoic Acid May Control Endogenous Formaldehyde Metabolism in Mammals