Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 56: как стать альфа-самцом

Превратить обычную мышь в брутального доминантного самца можно просто простимулировав определенную область коры головного мозга, выяснили китайские ученые. Исследование было опубликовано в журнале Science.

Илл: Wikimedia Commons

Одна из форм иерархии среди животных подразумевает доминантное положение нескольких особей одного вида и подчиненное — остальных. При этом каждая победа животного в стычках с сородичами позволяет ему приблизиться к позиции альфа-самца. Ранее было установлено, что в продвижении по социальной лестнице важную роль играет дорсомедиальная префронтальная кора головного мозга, но не было известно, что происходит в этих процессах на клеточном уровне.

Чтобы выяснить это, ученые использовали стандартный тест на социальное доминирование, в рамках которого два самца мыши находились в трубке, в которой не могли разойтись и вынуждены были как-то взаимодействовать. Когда мыши сталкивались, ученые фиксировали особенности поведения каждой особи — нападает она, обороняется или просто замирает. Одновременно с этим они следили за активностью отдельных нейронов в дорсомедиальной префронтальной коре. Таким образом им удалось выявить группу клеток, которая была активна у доминантных особей во время нападения или сопротивления.

Ранг части мышей установить не удалось. С помощью методов оптогенетики (подробнее о них читайте в нашей специальной статье) ученые стимулировали у них выявленную область коры, что привело к росту побед в стычках до 90%. При этом уровень беспокойства у мышей не изменился. Кроме того, получив более шести стимуляций нейронов подряд, мыши и в дальнейшем вели себя как альфа-самцы.

Текст: Алла Салькова