Праздники навевают «настроение любви»?

Ученые из Научного института Гульбенкиана (IGC, Португалия) и Университета Индианы (США) показали, что праздники, как правило, вызывают у людей «любящее настроение», которое влияет на их репродуктивное поведение. Исследовательская группа использовала данные из Twitter и Google Trends со всего мира, чтобы выяснить, что помимо биологии человеческим либидо управляет и культура. Подробности можно узнать в работе, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Credit: public domain


В западных странах Северного полушария в сентябре, согласно статистике, рождается больше детей, чем в другие месяцы года. Это говорит о явно большей «пылкости» партнеров в декабре и может означать то, репродуктивное поведение человека носит циклический характер. До сих пор такой пик объяснялся биологической адаптацией к укороченным дням зимы и пониженной температуре, поскольку в северных странах зимнее солнцестояние проходит в декабре. Но отсутствие точных данных не позволило проверить эту теорию.

«Сравнительно легко найти точные факты о рождаемости в Северном полушарии, «западных» странах, но не для большинства других стран. Это привело к предвзятости в отношении конкретного региона и культуры и немного ограничило понимание мира. Но теперь массово используются Интернет и социальные сети, независимо от местоположения или культуры. Это явление предоставляет полезные данные для исследований», — объясняет исследователь Научного института Гульбенкиана Джоана Гонсалвес-Са (Joana Gonçalves-Sá).

Исследовательская группа проследила за настроением и поведением людей в интернете в течение года. Такое наблюдение велось за людьми, живущими в удалённых странах (как в Северном, так и в Южном полушариях), а также с разными культурными традициями (христианскими или мусульманскими).

Учёные обнаружили, что онлайн-знакомства цикличны и коррелируют со специфическим «любовным настроением», что независимо обнаружилось в Twitter. Они также увидели, что эти циклические модели похожи между странами с одной и той же культурной традицией, но не со сходным географическим местоположением. Например, Австралия и Бразилия, имели более напоминающие друг друга закономерности по сравнению со странами Северного полушария – Португалией, Германией и США. Модели Турции или Египта отличались от моделей других стран более северных стран, но онлайн-поведение их жителей весьма сочеталось с поведением мусульман, например, в Индонезии.

«Мы продемонстрировали, что всемирные пики взаимного интереса между людьми совпадают с конкретными религиозными праздниками, что приводит к пикам рождаемости спустя 9 месяцев. Поскольку эти торжества приходятся на одинаковые даты, как в Северном, так и в Южном полушариях, то должно быть, не география управляет этими настроениями, а культурные традиции», — говорит Луис Роша (Luis M. Rocha), исследователь из Университета Индианы.

В христианских странах градус «любовного настроения» поднимается к Рождеству. Как раз тогда в этот момент учащаются интернет-знакомства. А в мусульманских странах подобное поведение «обостряется» во время религиозных торжеств Эйд-аль-Фитр (Ураза́-байра́м) и Ид аль-Адха (Курба́н-байра́м).

«Наши результаты показывают, что человеческие репродуктивные циклы зависят от коллективного настроя человеческих обществ. Рождество и Эйд-аль-Фитр (Ураза́-байра́м) – это религиозные семейные праздники, которые создают счастливое и спокойное настроение, что, вероятно, увеличивает интерес к отношениям», — говорит Джоана Гонсалвес-Са.

Исследователи отметили, что данные социальных сетей и онлайн-поиска позволили решить вопрос, который давно обсуждался в биологических кругах. Эти своеобразные онлайн-макроскопы позволяют смотреть на общество в мировых масштабах и меняют способ изучения человеческого поведения.


Текст: Инна Егорова

Human Sexual Cycles are Driven by Culture and Match Collective Moods by Ian B. Wood, Pedro L. Varela, Johan Bollen, Luis M. Rocha & Joana Gonçalves-Sá in Scientific Reports. Published online December 2017 

doi:10.1038/s41598-017-18262-5

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *