Нейронауки в Science и Nature. Выпуск 209: «разогнанный» метаболизм – плата за человеческий мозг

28 октября 2021

Хорошо известно, что человеческий мозг, занимающий всего 1/50 от массы тела, потребляет 1/5 всей получаемой человеческим телом энергии (у младенца —3/4). Международная команда исследователей (среди стран, которые представляют учёные – США, ЮАР, Гана, Швейцария, Сейшельские острова и Ямайка) показала: для того, чтобы питать прожорливый мозг, человеку было мало просто увеличить калорийность питания. В ходе эволюции нам пришлось подстегнуть свой метаболизм. Исследование об этом удостоилось публикации в  Nature.

Исследователи измеряли расход энергии 56 человекообразных обезьян (орангутанги, бонобо, шимпанзе и гориллы) в зоопарке и 141 добровольца на протяжении чуть больше недели. Измерялся как основной обмен (энергия, необходимая только для поддержания жизнедеятельности организма), так и энергия, которую тратят люди и звери на физическую активность.

Оказалось, что в среднем (если привести к единому знаменателю разные массу тела и физическую активность), люди ежедневно расходуют на 400 килокалорий больше шимпанзе, на 635 килокалорий больше горилл и на 820 килокалорий больше орангутангов.  Таким образом, в ходе эволюции рост массы и сложности головного мозга вызвал «разгон» метаболизма в целом. Такова эволюционная плата за мозг.

Metabolic acceleration and the evolution of human brain size and life history by Herman Pontzer, Mary H. Brown, David A. Raichlen, Holly Dunsworth,Brian Hare, Kara Walker, Amy Luke, Lara R. Dugas, Ramon Durazo-Arvizu, Dale Schoeller, Jacob Plange-Rhule, Pascal Bovet, Terrence E. Forrester, Estelle V. Lambert, Melissa Emery Thompson, Robert W. Shumaker  & Stephen R. Ross in Nature (2016) doi:10.1038/nature17654