Ученые составили генетическую карту самой распространенной опухоли спинного мозга

У невриномы – много имён. Невринома, шваннома, шванноглиома, неврилеммома, нейринома, леммобластома, периневральная фибробластома – всё это название одной и той же опухоли. Почему же её генетическая карта так важна?

peripheral_schwannoma_antoni_type_a_1

Микропрепарат опухоли окраска гемотоксилин-эозин

Для того, чтобы понять, что такое шваннома, нам придётся сделать историко-анатомическое отступление.

500px-theodorschwann

Теодор Шванн в расцвете славы

В 1838 году будущий великий немецкий физиолог и автор клеточной теории строения живой материи Теодор Шванн (на тот момент — 28-летний молодой учёный) увидел небольшие клетки, как бы обхватывающие аксоны, длинные отростки нейронов. С тех пор они так и называются: клетки Шванна или шванновские клетки. Их главная роль — формирование миелиновой оболочки нервных волокон. Фактически, — изоляция «проводов», по которым идёт нервный импульс. Если вдруг эти клетки начинают разрастаться, то тогда образуется опухоль из клеток Шванна: шваннома или невринома.

460px-neuron-rus-svg

Структура нейрона с клетками Шванна

Шваннома – это доброкачественная опухоль, что не делает её неопасной. Поскольку невринома – одна из самых распространённых опухолей задней черепной ямки, самая распространённая опухоль спинного мозга, а также часто поражает слуховой и вестибулярный нервы, эта опухоль представляет собой проблему. Они могут приводить к «неврологическому дефициту» (например, ослаблению слуха или нарушению координации движений), а в редких случаях – к отёку головного мозга и смерти. Шванномы могут возникать спонтанно или в результате генетически обусловленного заболевания, нейрофиброматоза.

Международная группа исследователей, в которую входят University Health Network (UHN), Западный Нейрохирургический центр в Торонто и Раковый центр Принцессы Маргарет опубликовали в Nature Genetics первое исследование, которое более-менее полно описывает «генетический ландшафт» шванномы.

Команда провела комплексный и интегративный мультиплатформенный молекулярный анализ неврином спинного и головного мозга, описывая новые мутации в генах, связанных с развитием шванномы. Всего авторы создали генетические профили 125 клинически аннотированных образцов опухоли.

Им удалось выявить несколько новых подтипов и их уникальные генетические особенности. Так, в одном из подтипов обнаружилось слияние двух генов HTRA1 и SH3PXD2A, физически разделённых в здоровых клетках. С одной стороны, такое слияние может быть «промотором» онкогенеза, а с другой, поскольку оно уникально только для клеток опухоли, такая комбинация может стать идеальным кандидатом в качестве мишени для терапевтических препаратов.

По словам руководителя исследования, доктора Гелареха Заде, из Западного нейрохирургического центра в Торонто, их работа направлена на распространение принципов персонализированной медицины в нейрохирургию. Лечение шванном, по словам Заде, должно быть тоже индивидуально.

Доктор Самир Агнихотри, первый автор исследования, подчеркивает важность открытого нового белка, кодируемого «слившимися» генами через серию проведенных элегантных исследований, которые демонстрируют, как этот «объединенный белок» способствует развитию невриномы, влияя на пролиферацию клеток и проникновение клеток друг в друга клеточной инвазии. Он отмечает, что их работа показывает, что опухоли зависят от этого белка, что делает его идеальной терапевтической мишенью для подгруппы пациентов, которые не отвечают на традиционное лечение шванномы.

The genomic landscape of schwannoma by Sameer Agnihotri, Shahrzad Jalali, Mark R Wilson, Arnavaz Danesh, Mira Li, George Klironomos, Jonathan R Krieger, Alireza Mansouri, Osaama Khan, Yasin Mamatjan, Natalie Landon-Brace, Takyee Tung, Mark Dowar, Tiantian Li, Jeffrey P Bruce, Kelly E Burrell, Peter D Tonge, Amir Alamsahebpour, Boris Krischek, Pankaj Kumar Agarwalla, Wenya Linda Bi, Ian F Dunn, Rameen Beroukhim, Michael G Fehlings, Vera Bril, Stefano M Pagnotta, Antonio Iavarone, Trevor J Pugh, Kenneth D Aldape and Gelareh Zadeh in Nature Genetics. Published online October 10 2016 doi:10.1038/ng.3688