Мы продолжаем пересказывать материалы огромного исследовательского сборника «Augmentation of Brain Function: Facts, Fiction and Controversy», который появился в издательстве Frontiers in несколько лет назад. Редактором этого мирового хита стал наш соотечественник, который сейчас трудится в Университете Дьюка и Высшей школе экономики, Михаил Лебедев. Очень скоро, 3 октября Михаил примет участие в крупнейшей в нашей стране по интерфейсам «мозг-компьютер» BCISamara 2019, после которой мы расскажем о новых успехах Михаила.
Сегодня же мы поговорим о мини-обзорной статье немецких психиатров во главе с Катариной Куберой, которая называется «Неинвазивная стимуляция мозга в борьбе с слуховыми вербальными галлюцинациями при шизофрении: методы, эффекты и вызовы», вышедшей во Frontiers in Systems Neuroscience. Попросту говоря, как воздействием магнитного поля можно победить «голоса в голове».
Слуховые вербальные галлюцинации (Auditory verbal hallucinations – AVH) – это очень распространенный симптом при шизофрении. По современным данным, их испытывает от 60 до 80 процентов страдающих шизофренией. И, как нам хорошо известно, это не просто безобидный «собеседник» – голоса часто могут приказать больному убить или покалечить себя или окружающих. Поэтому возможность справиться с голосами стоит очень остро. Однако это не так-то просто. Как говорят нам исследования, где-то в четверти случаев шизофрении подобные галлюцинации трудно поддаются фармакологическому лечению и могут становиться хроническими. Кстати, обзор 2012 года так и не выявил преимущества одного метода фармакотерапии над другим. Поэтому уже достаточно давно психиатры задумываются о других вариантах.
Вообще-то, в случае фармакологически устойчивой шизофрении, особенно со случаями кататонии и тяжелой депрессии, часто используется «стимуляция», которую в отношении здорового мозга не применяют вообще – речь идет об электросудорожной терапии (elctroconvulsive therapy или ECT). Да, и сейчас в психиатрических лечебницах по всему миру лечат током – и это работает. Так, метаанализ десяти клинических исследований, выполненный в 2005 году показал значительный эффект ECT, однако данные 2012 года так и не смогли обнаружить какой-то значительный эффект именно для галлюцинаций.
Именно поэтому в последнее десятилетие психиатры обратили особое внимание на транскраниальную магнитную стимуляцию (подробнее о ней – в нашем отдельном материале).
«Мы рассматриваем применение ТМC для лечения лиц, имеющих стойкиеAVH, как парадигматическое. Использование TMC впечатляюще иллюстрирует трансляционный подход от базовой неврологии/нейровизуализации к клиническому лечению. Однако она также иллюстрирует фундаментальные методологические, нейробиологические и феноменологические вопросы и проблемы, на которые мы будем ссылаться в следующих пунктах», — пишут авторы.
Какие же это вопросы и проблемы?
Давайте для начала вкратце опишем суть ТМС. Фактически, это неинвазивная стимуляция кортикальных нейронов при помощи мощных повторяющихся магнитных импульсов, которые проходят сквозь скальп, череп, мозговые оболочки, не затрагивая их. Изначально метод использовался для исследований двигательной системы, затем исследовательский потенциал его увеличился, а затем и вовсе перешел на терапию. Особенно этому способствовало появление метода повторяемого ТМС (repetitive TMS, rTMS), в котором очень мощное (1,5-3 Тл) магнитное поле подается на очень короткое время (около 1 миллисекунда). Еще важно: частота ТМС в 1 Гц или ниже считается тормозящей («выключающей» нейроны): в 5 Гц и выше – стимулирующей.
В целом, с обсуждением возможных механизмов терапевтического эффекта ТМС можно ознакомиться в прекрасном обзоре, который сделала группа российских неврологов во главе с безвременно ушедшим Александром Червяковым.
Насколько эффективна rTMS в борьбе с галлюцинациями? Семь метаанализов поставили вердикт от «умеренно эффективного» до «высокого». В качестве области стимуляции называется левая височно-теменная кора, как зона вероятного появления галлюцинаций. Однако некоторые исследования обращают внимание и на другие зоны аномальной активации при AVH. Речь идет о таких областях правого полушария, как нижняя лобная извилина и постцентральная извилина.
А вот стимуляция зоны Брока и ее зеркального участка никакого эффекта не дают.
Однако это только полбеды. Есть несколько важных проблем.
Первая: ТМС не дает долгосрочного эффекта. «Голоса в голове» возвращаются и приходится снова и снова проводить процедуру. И при этом эффективность последующих сеансов может снижаться.
Вторая: бывают случаи, когда «стандартная» ТМС левой височно-теменной коры неэффективна вообще – и это понятно. Есть намеки на то, что двусторонняя ТМС оказывается эффективнее (вероятно, у этих людей «зона галлюцинаций» расположена зеркально). Но также вероятно, что у многих эта зона вообще диссоциирована (так бывает и с другими областями). Это получило название проблемы лечения фенотипического разнообразия. Кроме этого, есть своего рода феноменологическая проблема: многие исследования (например, этои вот это) показывают многомерность самих галлюцинаций – один финальный эффект («голоса в голове») может быть вызван разными причинами и их сложением. Судя по всему, значительный вклад в это может вносить сеть пассивного режима работы мозга (DMN) и глубинные структуры. Так, например, аномальные сетевые взаимодействия между DMN и языковыми и слуховыми сетями вполне могут объяснять недостаточный самоконтроль и отсутствие самореферентной атрибуции голосов (Northoff and Qin, 2011).
Текст: Алексей Паевский
Kubera Katharina M., Barth Anja, Hirjak Dusan, Thomann Philipp A., Wolf Robert C.
Noninvasive brain stimulation for the treatment of auditory verbal hallucinations in schizophrenia: methods, effects and challenges
Frontiers in Systems Neuroscience
https://www.frontiersin.org/article/10.3389/fnsys.2015.00131
DOI=10.3389/fnsys.2015.00131
Выпуск 24: синестезия без синестезии
Выпуск 23: как «выжать» из сна максимум
Выпуск 22: этика интерфейсов «мозг-компьютер»
Выпуск 21: научный путь к чертогам разума
Выпуск 20: какой толк от постоянного тока
Выпуск 19: зачем нужен сон
Выпуск 18: химерный мозг
Выпуск 17: дети и стимуляция мозга
Выпуск 16: нейропротезы для воли
Выпуск 15: фМРТ-практики
Выпуск 14: стимуляция при эпилепсии
Выпуск 13: как электричество может снять боль?
Выпуск 12: что может медитация?
Выпуск 11: от человеческого мозга до мозга глобального
Выпуск 10: этические проблемы интерфейсов «мозг-мозг»
Выпуск 9: просоциальное поведение на фМРТ.
Выпуск 8: руки помощи.
Выпуск 7: почему IQ-тесты не всегда корректно работают?
Выпуск 6: что есть сознание и есть ли оно у интернета?
Выпуск 5: база данных ЭЭГ.
Выпуск 4: интерфейс «мозг-компьютер», прогресс за рамками определений.
Выпуск 3: магнитная стимуляция и поведенческая терапия.
Выпуск 2: как объяснить сознание.
Выпуск 1: нейропротезы замкнутого цикла.